Страховщики ОСАГО ожидают возвращения депутатов Госдумы к работе над законодательными изменениями в области ОСАГО, лимит выплат по рискам ущерба жизни и здоровью пострадавших в ДТП может быть увеличен в 4 раза, доля таких выплат объеме возмещений по ОСАГО составляет около 10%, сообщил заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов.

В целесообразности увеличения лимитов выплат в ОСАГО по ущербу жизни и здоровью уверены автостраховщики, законодатели, представители Банка России и Минфина.

Но реализация этой инициативы «была отложена в свое время, чтобы избежать дополнительного влияния на повышение тарифов в ОСАГО», напомнил президент РСА Игорь Юргенс. Он добавил, что в пакет изменений по ОСАГО могут войти и некоторые другие инициативы, в том числе о выплатах в ОСАГО без учета износа деталей и узлов транспортного средства.

Точную оценку влияния на тарифа от перехода на выплаты по жизни с лимитом 2 млн рублей вместо 500 тыс. рублей «провести пока невозможно», обратил внимание Ефремов. Эта позиция в отчетности страховщиков ОСАГО не выделяется отдельно, оценка доли в 10% приводится экспертно.

«В составе выплат по ущербу жизни и здоровью пострадавших в ОСАГО значительная часть приходится на выплаты в объеме полного лимита — 500 тыс. рублей. При этом может случиться так, что сразу после аварии (в течение 27 дней) осуществляются выплаты по возмещению ущерба здоровью, если причиной стало ДТП. В случае смерти пострадавшего в этот срок из-за травм в результате ДТП страховщик ОСАГО выплачивает полную сумму по риску «смерть»», — отметил он.

Ефремов добавил, что правительство РФ ставит глобальную задачу радикального снижения числа аварий со смертельным исходом на дорогах, тенденция к снижению статистики гибели людей в ДТП отмечается последние несколько лет. «Однако пока пострадавшие в ДТП нуждаются в адекватной страховой защите, мы считаем несправедливым подход, при котором в законе об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами выплаты за ущерб жизни и здоровью определены на уровне 2 млн рублей, а пострадавшим, к примеру, пассажирам такси или просто пассажирам легкового транспорта эти выплаты ограничены 500 тыс. рублей- лимитом, установленным в законе об ОСАГО», — сказал Ефремов.

Без повышения базовых тарифов ОСАГО пересмотр лимитов не может состояться, убежден он. «Расчеты влияния увеличения лимитов выплат в ОСАГО по ущербу жизни и здоровью РСА пока не проводил, но при необходимости, если такая задача законодателями перед отраслью будет поставлена, ее союз решить может», — добавил Ефремов.

Он также сообщил, что страховщики отмечают тенденцию роста числа мошенничеств в сфере выплат по ущербу жизни и здоровью в РФ, увеличение лимитов в ОСАГО активизирует ее. Рост таких выплат заметен не только в ОСАГО. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) как саморегулируемая организация в число первоочередных задач включает налаживание обмена страховщиков информацией с госведомствами, в том числе с лечебными учреждениями, используя обезличенные форматы данных.

Нововведений в ОСАГО ждут в 2022 году
Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».

Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».

По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.

«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.

Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.

«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.

По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».

По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.

По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.

Обратная связь

Оформив договор ипотечного страхования, вы минимизируете риски
и получаете возможность застраховать себя от непредвиденных расходов