Если страховая компания назначила возмещение ущерба в форме ремонта автомобиля, то пойти на попятную и расплатиться деньгами она просто так не сможет. Для этого у страховщиков должны быть очень веские причины. И, к примеру, отсутствие у них договора со станцией техобслуживания, которая могла бы произвести такой ремонт, к подобным причинам точно не относится. Так посчитал Верховный суд.

Подоплека же истории, о которой пойдет разговор, в том, что страховщику ремонт автомобиля обходится значительно дороже, чем выплата деньгами. Ведь при ремонте должны использоваться только новые детали без учета износа машины, а выплата производится с учетом этого износа. И никого не интересует, что на эту выплату привести машину в состояние, в котором она была до аварии, невозможно.

Итак, все началось с обычного ДТП. Автомобиль, застрахованный по ОСАГО неким Швачичем, попал в аварию. Швачич обратился к своему страховщику, и тот направил машину в сервис. Швачич отдал машину в этот сервис. Но через некоторое время получил от страховщика письмо, в котором ему сообщалось, что в этом сервисе, равно как и в любом другом, с которым у страховой компании заключены договоры, восстановить машину невозможно. Поэтому страховщик предложил пострадавшему представить банковские реквизиты, чтобы произвести выплату.

Однако пострадавший не хотел выплаты, а хотел отремонтированную машину. Поэтому направил страховой компании требование о выдаче направления на известную ему станцию техобслуживания, где восстановить машину берутся. Но страховщик не стал удовлетворять эти пожелания.

По правилам, вступая в спор со страховой компанией, следует сначала подавать ей претензию, а если ответ не удовлетворил, обращаться к финансовому уполномоченному. Но финансовый омбудсмен в данной истории не пошел навстречу потребителю финуслуг. Он решил, что страховщик прав, и отказал в удовлетворении требований об организации восстановительного ремонта.

Тогда пострадавший обратился в суд. Но суд первой инстанции отказал в иске. В своем решении он сослался на отсутствие у страховщика договоров с соответствующими требованиями закона об ОСАГО сервисами.

Кроме того, он посчитал правомерным замену ремонта на денежную выплату.

С его выводами согласились суды апелляционной и кассационной инстанций. Однако Верховный суд нашел в этом решении существенные нарушения норм материального права.

Он напомнил, что по закону об ОСАГО страховщик обязан организовать или оплатить ремонт автомобиля, то есть произвести возмещение вреда в натуральном виде. Существуют исключения. Подпункт «е» пункта 16 статьи 12 закона об ОСАГО предусматривает, что страховое возмещение производится путем страховой выплаты в случае выбора потерпевшим возмещения вреда в такой форме. Это возможно, если ни одна из станций автосервиса, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию ремонта, не соответствует установленным правилам и требованиям в отношении конкретного потерпевшего. Страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия такого согласия возмещение вреда осуществляется в форме страховой выплаты.

Из положений закона следует, что страховое возмещение производится путем страховой выплаты только если сам потерпевший выбрал эту форму, в том числе отказавшись от ремонта.

Но пострадавший от ремонта не отказывался. Наоборот, он на нем настаивал. И даже сам нашел и предложил сервис, который восстановит его автомобиль.

Несоответствие ни одной из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, указанным выше требованиям само по себе не освобождает его от обязанности осуществить страховое возмещение в натуральном виде. В том числе путем направления потерпевшего с его согласия на другую станцию техобслуживания. И уж тем более не предоставляет страховщику право в одностороннем порядке по своему усмотрению заменить возмещение вреда в натуре на страховую выплату деньгами, указал Верховный суд.

Все это не учитывалось и не устанавливалось судами нижних инстанций. Между тем именно страховщик должен был доказать, почему ремонт необходимо заменить выплатой. Но ни в одном суде даже не обсуждалось, почему ремонт не мог быть произведен на сервисе, предложенном самим пострадавшим.

Кстати, страховая компания использовала еще один любопытный аргумент: она утверждала, что, раз истец не собственник автомобиля, хотя и страхователь, то он и вовсе не имеет права на возмещение ущерба. По счастью, суды первой и апелляционной инстанции этот факт вообще не рассматривали. Почему за него ухватилась кассационная инстанция, совершенно не понятно. Так что такое заявление в кассацию от страховщика не может служить поводом для отказа в удовлетворении жалобы, постановил Верховный суд.

В конечном итоге дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд. И, скорее всего, решение будет принято в пользу автомобилиста. Стоит напомнить, что ВС не первый раз указывает, что просто так заменить ремонт на выплату страховщик не может. Хотя страховщики считают иначе.

 

Российская газета

Обратная связь

Оформив договор ипотечного страхования, вы минимизируете риски
и получаете возможность застраховать себя от непредвиденных расходов